Главная страница

Бонни и Клайд современной оперы
Звездный дуэт: Роберто Аланья – Анжела Георгиу

Жгучая роковая красавица с копной смоляных волос – ОНА и утонченный романтический принц со старинного гобелена – ОН. Сама неприступность – ОНА и полная открытость – ОН. Столь различны меж собой внешне и внутренне и потому, наверное, столь гармоничны в своем слиянии. Лирический тенор родниковой чистоты с набегающими, как тучи, темными драматическими красками – ОН и сопрано-ассолюта, простирающееся от темных контральтовых пропастей до поднебесных колоратурных высей – ОНА. Так в природе сплетены лед и пламень, тепло и холод, день и ночь. Некоторые находят, что в ее голосе соединилось все лучшее, чем когда-то обладали Каллас, Тебальди и Сазерленд, а в теноре Аланья для кого-то спроецировались воспоминания о целом поколении теноров от ди Стефано и Бергонци до Паваротти и Крауса.

Супружеские пары в профессии – явление достаточно распространенное, особенно в кино и театре. Немало их и в мире оперы. Но довольно редко встречаются среди них звездные союзы, когда оба артиста в равной степени знамениты сами по себе. Достаточно вспомнить хотя бы Дитриха Фишера-Дискау и Юлию Варади, Николу Росси-Лемени и Вирджинию Дзеани, наших Тамару Милашкину-Владимира Атлантова, Ирину Архипову-Владислава Пьявко или Тамару Синявскую-Муслима Магомаева.
Сегодня опера вступила в эпоху звукозаписи и видео, и самой раскрученной «сладкой парочкой» этой эры бесспорно является семейный дуэт Роберто Аланья и Анжелы Георгиу. Простой народ, не интересующийся оперой, может не знать таких старых соловьев, как, например, Джоан Сазерленд или Альфредо Краус, но Аланья и Георгиу знают все, благодаря четко сработанному маркетингу и пиару. Их объятия и поцелуи – неотъемлемая часть любой музыкальной витрины. Эти певцы везде и всюду, от Нью-Йорка до Парижа – в самых громких премьерах оперного сезона по всему свету, в рекламе, в кино, на ТВ, в магазинах CD. Популярность сделала узнаваемыми их голоса, которые сами по себе, возможно, и не столь самоценны, как, допустим, у тех же Сазерленд и Крауса. Фильмы-оперы «Ромео и Джульетта» и «Тоска» (ее премьера состоялась на Венецианском кинофестивале в октябре 2001) поставили их в ряд с голливудскими кинозвездами. Пуристы от оперы, рассуждая о падении вкусов, негодуют, а публика в восторге.
Злословие наградило Аланья и Георгиу репутацией великих скандалистов, каких не было со времен Марии Каллас, смело разрывавшей контракты и боровшейся за свою профессиональную честь. Да, они не раз по-крупному ссорились с режиссерами, дирижерами и коллегами, что порой приводило к отмене спектаклей. Им, например, ничего не стоит прервать добрые отношения с Риккардо Мути и хлопнуть дверью «Ла Скала», когда их не устраивает подход к постановке «Паяцев». С легкой руки известного режиссера Джонатана Миллера, с которым у них случилось особо острое непонимание, их называют оперными Бонни и Клайдом. На что они реагируют с усмешкой – это большая честь быть похожими на героев известного боевика, и если когда-нибудь выйдет их диск с песнями из кинофильмов, то они обязательно сфотографируются для обложки в кожаных костюмах Бонни и Клайда. Они чувствуют максимальную ответственность за все, что делают в профессии. И никогда не идут на компромиссы. Найдется всего лишь три-четыре дирижера, с которыми Аланья и Георгиу могут работать мирно – и среди них на первом почетном месте англо-американец итальянского происхождения Антонио Паппано, новый музыкальный директор «Ковент Гарден». В своих интервью Аланья и Георгиу не скрывают, что если у артиста нет скандального шлейфа, значит нет и большого успеха и что злословье коллег – своеобразная плата за успех. Но на самом деле это не столько скандальность, сколько своего рода профессиональное чистоплюйство и принципиальность. Стоит нашим героям переступить порог того или иного театра, как внутри повисает невидимая струна напряжения. Все знают: если приехала эта парочка, спуску не будет никому, и вполноги не поработать уже ни гримеру, ни осветителю. Профессионалы, которые столь классно умеют делать свое дело и требовательно относятся к себе, могут позволить себе требовать того же и от других. Наконец, они звезды, щедро одаренные богом, и хотя бы поэтому заслужили привилегию быть и своенравными, и щепетильными до капризности. Именно поэтому с ними трудно, и именно поэтому (в отличие от печально знаменитой оперной стервы Кэтлин Бэттл) они желанные гости вновь и вновь.
Аланья родился в 1963 году во Франции в Клиши, что к северу от Парижа, в семье сицилийских эмигрантов, а чистокровная румынка Георгиу появилась на свет двумя годами позже в провинциальном городке Аджуд на Востоке Трансильвании, где согласно легенде обитал граф Дракула (не случайно среди ее закулисных прозвищ – «Дракулетта»). Начало их оперной карьеры было ошеломляющим. Аланья не имел профессионального образования и до прихода в оперу пел в кабаре репертуар от «Хава Нагилы» до пародий и неаполитанщины. Анжела была примерной студенткой и грызла гранит вокальной премудрости в Бухарестской консерватории. После победы на престижных конкурсах оба на равных с еще действующими Паваротти и Кабалье вошли в сонм небожителей как прямые наследники их славы, но до поры до времени их пути не пересекались – и в жизни, и на сцене у них были другие партнеры. Роберто был вполне счастлив с Флоренс Лансьен, которая подарила ему дочь Орнеллу. Анжела состояла в браке с неким румыном, о котором и она сама, и история умалчивают в равной степени. С Аланья они пересеклись поначалу мимолетно в 1992 году – как молодые, но уже звездные дебютанты «Ковент Гардена», а по-настоящему встретились в 1994-м и тоже в Лондоне в тот самый трагический момент, когда его жена скончалась от раковой опухоли мозга, но он был вынужден петь по контракту Ромео в Королевской опере. Роберто был в отчаянии, жизнь потеряла для него всякий смысл, но Анжела сумела стать ему самым близким другом, вернув к жизни и подарив новую любовь. Поженились они однако только через два года – венчал их мэр Нью-Йорка в коротком промежутке между репетициями «Богемы», спектакля, в котором они дебютировали в «Метрополитен». Новобрачные купили домик в Швейцарии. Номинально в их семье стало теперь двое детей, так как Анжела удочерила свою племянницу Яну, рано оставшуюся сиротой (сестра Георгиу Елена была убита во время политических беспорядков в Румынии). Дочь Аланьи, которой уже скоро 12, обычно живет в Париже у бабушки с дедушкой, так как папа и приемная мама все время в разъездах. Все театры стали приглашать их только вместе, благо почти в каждой опере золотого фонда, будь то Верди, Гуно или Пуччини, главные роли предназначены для тенора и сопрано. Влюбленность артистов в жизни удваивает это чувство на сцене, за что им готовы платить удвоенные гонорары. Публика настолько привыкла видеть их вдвоем, что уже начинает пугаться, когда Анжела или Роберто изредка появляются на сцене с другими партнерами. Сегодня это самый красивый и романтичный, самый модный, но и самый дорогостоящий оперный дуэт. Их участие придает особый шик любому великосветскому или государственному событию, будь то концерт в Ватикане или Букингемском дворце.
Свою карьеру в звукозаписи Аланья и Георгиу начинали по отдельности. Возникновение Аланья на звуковых горизонтах было сродни извержению вулкана. В далеком уже 1993-м на фирме Sony вышла разруганная в прессе, но конкретно для Роберто сенсационная «Травиата», в 95-м – «Риголетто»; оба диска были записаны живьем на спектаклях «Ла Скала» под управлением Мути, и как бы их ни критиковали, именно благодаря этим двум CD мир узнал о рождении нового великого тенора. Столь же взрывной эффект произвело первое явление тмиру Афродиты Анжелы, когда в 1995-м Decca выпустила ее незабываемую «Травиату» c Георгом Шолти. Чуть позже Роберто и Анжела стали много записываться вместе и порознь на самых разных фирмах, причем «изменять своему супружескому долгу» с другими певицами Роберто приходилось гораздо чаще, чем Анжеле с другими партнерами. Результатом этих «измен» стали, к примеру, его «Дон Карлос» Верди во французской версии (с эффектной финкой Каритой Маттила и неотразимо мужественным Томасом Хэмпсоном) и «Богема» Пуччини (с трогательной румынкой Леонтин Вадува) на EMI, «Любовный напиток» Доницетти (с матроной итальянского бельканто Мариеллой Девиа) и «Сказки Гофмана» Оффенбаха (с целым выводком оперных див) на Erato – всё это диски, поднявшиеся на вершины музыкальных хит-парадов и ставшие лидерами продаж. Самая свежая, еще пахнущая типографской краской «измена» Аланья – французская версия доницеттиевской «Лючии ди Ламмермур» на фирме Virgin с феерической француженкой Натали Дессэй.
В конце 90-х творческие взаимоотношения Аланья и Георгиу с лейблом EMI приобретают черты жесткого коммерческого эксклюзива (каким образом Анжеле удается успешно продолжаеть свое сотрудничество и с Деккой, одному богу известно). Меньше чем за десять лет они записали столько оперных комплектов, сольных и дуэтных дисков, сколько иным современным артистам не удается записать за всю свою долгую жизнь в искусстве. Некоторые их CD номинировались на «Грэмми», некоторые получали престижный Grammophone Award, бестселлером же независимо от этого становился любой альбом. Тот, кто хочет послушать дуэт Аланья-Георгиу в их фирменных шлягерных номерах, должен непременно обратиться к дискам «Верди для двоих» и «Арии и дуэты». В последнем они поют что-то вроде концерта по заявкам – от оперетты Оффенбаха «Прекрасная Елена» до «Троянцев» Берлиоза, от «Анны Болейн» Доницетти до «Вестсайдской истории» Бернстайна.
Наиболее завлекательно выглядят в витринах оперные наборы Аланья и Георгиу – суперобложки шикарных коробок с беспроигрышными ракурсами и позами, благодаря искусству фотографов и дизайнеров и, разумеется, красоте и сексапильности самих героев, выглядят иной раз круче, чем обложки самых стильных журналов. Так и должно быть – диск обязан докричаться до вас: «Купи, купи меня!» К полным записям «Ромео и Джульетты» Гуно, «Вертера» и «Манон» Массне, «Ласточки» (La Rondine) и «Джанни Скикки» Пуччини только что прибавились саундтрек фильма-оперы «Тоска» на CD и «Трубадур» Верди, а вот-вот в продаже должны появиться «Мадам Баттерфляй» и сенсационная «Кармен», в которой Георгиу записала уже не кроткую Микаэлу, а саму дьявольскую цыганку.
Не менее интригующе для меломана будет насладиться каждым из них в отдельности – не секрет ведь, что женщины предпочитают симпатичных теноров, а мужчины – знойных брюнеток.
Самым преданным фанатам Анжелы желаем терпения (и денег, ибо все диски дорогие, по максимальной цене full price) прослушать все пять ее сольных альбомов.
«Casta Diva» (EMI) – сборник арий бельканто (Россини, Беллини, Доницетти), названный так в честь самой сакраментальной оперной арии – беллиниевской молитвы Нормы (с ней, кстати, Георгиу справляется наименее удачно); здесь также арии из «Сомнамбулы», «Пуритан», «Лючии ди Ламмермур», «Осады Коринфа», «Вильгельма Телля» и даже из «Севильского цирюльника».
Диск «Героини Верди» (Decca) представляет собой портретную галерею популярных героинь великого старца итальянской оперы – интересно послушать, как на фоне драматических Аиды или Амелии («Бал-маскарад») звучит хрустальная Джильда из «Риголетто». Я-то знаю, как – интересно ваше мнение.
«Лайв из Ковент Гарден» (EMI) презентует не студийно смонтированную по частям, но вполне живую Георгиу во время ее бенефиса в Королевской опере – в гремучем коктейле стилей и жанров Анжела демонстрирует всё, на что только способна; открывается альбом аскетичным барокко Генделя и изящным ампиром Моцарта (которых она поет жирным оперным звуком – специалисты воротят нос), а завершается румынским фольклором и американским мюзиклом.
Отличным новогодним подарком может стать диск «Мистерия» (Decca) с духовными и рождественскими песнями разных народов Европы – здесь и бессмертная шубертовская «Аве Мария», и колыбельная Брамса, которые так трогательно пел Робертино Лоретти.
Но, возможно, самый любопытный в коллекции Анжелы ее самый первый сольный диск на Декке «Арии» – представляется редкая возможность вспомнить, какой нежной и лиричной она была в 1995 году и какой не будет уже никогда, целенаправленно штурмуя крепкий драматический репертуар и вторгаясь даже на меццовую территорию (Шарлотта, Кармен).
Что касается сольных дисков Роберто Аланья, то у него на EMI их уже восемь. Несмотря на это он не перестает удивлять – всеобщее признание и востребованность придают ему творческую смелость. Его репертуар сильно отличается от обычного репертуара классического тенора и отвечает самым противоречивым запросам публики.
К рождеству – «Рождественский альбом» и Sacred songs («Духовные песни»). Для хорошего настроения – «Серенады» - вечно зеленые неаполитанские песни в сопровождении двух гитар, на которых играют его младшие братья Давид и Фредерико. Для любителей популярных оперных шлягеров – «Арии Верди» и «Бельканто», для гурманов – «Французские арии» и совсем свежий альбом «Арии и песни Берлиоза». Для тех, кто хочет услышать Аланью образца 1995 года – его дебютный альбом на EMI «Арии». Самым удачным на сегодняшний день сам певец считает сборник французских арий – послушайте сами и решите, соглашаться с ним или нет.
Покорив «Тоску» и «Трубадура» в записи, артисты вплотную приблизились к сценическому воплощению этих сложнейших ролей – в декабре Аланья впервые спел Манрико в Палермо, а их первая совместная «Тоска» на сцене «Ковент Гарден» запланирована на 2004 год. Тогда же Аланья собирается дебютировать и в качестве Отелло. А нам осталось лишь набраться терпения, чтобы дожить до этого боевого крещения, когда состоится его посвящение в героические тенора. Георгиу готовится исполнить такие харизматические партии, как Амина, Лючия ди Ламмермур, Лукреция Борджиа, Луиза Миллер, и, надо думать, не без оснований мечтает о Норме. Переходом на новые для себя роли Аланья и Георгиу подводят внушительный итог первому этапу своей карьеры, в ходе которого из юных лирических героев они выросли в зрелых драматических персонажей. Ромео и Джульетта на наших глазах превращаются в Тоску и Каварадосси. Теперь перед ними открыта вся безбрежность оперной вселенной.
Андрей ХРИПИН


Hosted by uCoz