Главная страница



 

Блеск и нищета примадонн

Российский дебют Кэтлин БЭТТЛ

К нам едет Кэтлин Бэттл. «Кто такая?» - спросите вы и правильно сделаете. Сегодня об этой миниатюрной негритянке, экс-солистке «Метрополитен Опера», умопомрачительно скандальной обладательнице пяти Грэмми злопамятный музыкальный мир почти забыл. А ведь еще совсем недавно… Да, она была буквально везде, ее милое личико смотрело на вас с любого американского и европейского забора, «купи меня» - кричали из всех витрин ее аппетитные диски и видеокассеты. Зенит успеха был феноменальным: заполучить модную штучку хотели все великие маэстро современности от Караяна и Шолти до Аббадо и Мути, все фирмы звукозаписи от «Дойч Граммофон» до «Сони» стояли к ней в очереди, а обожавший Бэттл Джеймс Ливайн ставил ее во все премьеры «Метрополитен». Она не вылезала из лучших театров мира (Караян обеспечил ей Зальцбургский фестиваль) и пела со всеми великими – с Паваротти, Доминго и Джесси Норман. И пусть голосок был не бог весть что – симпатичное, маленькое, миленькое колоратурное сопрано, но это было само обаяние и музыкальность на сцене. Бэттл считалась специалистом по Моцарту и барочной музыке, большое распространение получили ее совместные диски с трубачом Уинстоном Марсалисом («Барочные дуэты») и Джесси Норман (Спиричуэлс, а недавно «Мифодеа» Вангелиса). Советские люди впервые увидели певицу благодаря первой и последней прямой телетрансляции из «Метрополитен», когда она с блеском пела головоломную партию циркачки Цербинетты в «Ариадне на Наксосе» Р.Штрауса.
Но зефир в шоколаде не вечен. Увы, в обычной жизни ангел оправдывал свою фамилию (battle по-английски – битва, сражение) и был капризной эксцентричной стервой. И в один прекрасный день все внезапно закончилось – примадонские выходки (похлеще, чем позволяла себе Каллас) стали невыносимы для окружающих. Профсоюзы припомнили Кэтлин все грехи и с треском выперли ее из «Метрополитен». Даже бедный Джимми Ливайн не смог ни чем помочь своей фаворитке.Уникальный факт для книги рекордов Гиннесса. В наше время это, пожалуй, единственный случай свержения примадонны в самом расцвете (примадонну запросто можно убрать, если она потеряла голос, но тут было совсем другое). Отлученная от оперы дива постепенно переродилась в затворницу и монашку. Сегодня она не вспоминает о театре, дает только концерты и не дает никаких интервью и пресс-конференций. Но причуды остались причудами. В Москве она пожелала жить непременно в том самом номере, где останавливалась Джесси Норман, причем, обои должны быть определенной расцветки, кофе определенных сортов, а увлажнители воздуха только определенной фирмы. И конечно, вооруженная охрана.
Родилась Кэтлин Бэттл 13 августа 1948 года в Портсмуте, штат Огайо, в семь лет уже пела в церкви и имела четкое представление о своем профессиональном будущем, решив, что станет преподавателем музыки. Думала ли она тогда, что все выйдет по-другому?
Если ничего не изменится, то московский концерт К.Бэттл 31 января в Большом зале консерватории обещает быть весьма коротким: две арии в первом отделении (Джульетта Беллини и Линда Доницетти) и мотет Моцарта Exsultate, jubilate во втором – а между делом Госоркестр под управлением Марка Горенштейна (бывший Светлановский) будет играть «Арлезианку» Бизе и Маленькую ночную серенаду Моцарта, что тоже приятно.
Андрей ХРИПИН



Hosted by uCoz