Главная страница


Антонио ПАППАНО:

«В «Ковент Гарден» возвращаюсь как домой»

Королевская опера Британии и ее новый главный дирижер

Несмотря на свои консервативные предпочтения вечно молодая 400-летняя дама по имени опера все так же успевает следовать капризам моды и хочет соответствовать скоростному стилю нового века. Вот и старая добрая Королевская опера «Ковент Гарден» в Лондоне обновляется. Недавняя реконструкция преобразила театр в красивый и комфортабельный оперный комплекс, оснащенный по последнему слову техники. Новые стены, само собой, подразумевают и новую творческую атмосферу, создать которую способны только новые люди. С этого сезона преемником Бернарда Хайтинка на посту музыкального директора «Ковент Гарден» стал 43-летний англо-американец итальянского происхождения Антонио ПАППАНО, заслуживший в предыдущие десять лет мировое реноме не только в качестве  главного дирижера бельгийской оперы «Ла Монне» в Брюсселе, но и серией оперных записей на фирме EMI. Смена музыкальных руководителей в Королевской опере с ее пристрастием к стабильности – явление достаточно редкое и напоминает наследование престола в королевстве. Хайтинк провел на этом троне 15, а его предшественники, Дэвис и Шолти, соответственно по 15 и 10 лет – нить традиции, как видите, прочерчивается достаточно символично.

Оперная карьера Тони, как везде ласково называют Паппано, определилась незаметно для него самого, когда в 12 лет он стал аккомпанировать ученикам своего отца, вокального педагога по призванию. Для осуществления заветной мечты стать дирижером ему пришлось последовательно штурмовать все ступеньки на лестнице профессии одну за другой. И хотя это происходило достаточно быстро, не было никаких чудес и счастливых случайностей, кроме дара свыше и умения работать. В Коннектикут Гранд Опера он начал работать концертмейстером, репетитором хора и дирижером сценической духовой банды, затем был приглашен коучем (аналог нашего ответственного концертмейстера) в Нью-Йорк Сити Опера. Следующим этапом профессиональной идентификации стали несколько лет, проведенные в ассистентах дирижера в Барселоне, Чикаго, Франкфурте и на Байрейтском фестивале, где он работал в команде Баренбойма над новой версией «Кольца нибелунга». Первый реальный выход на дирижерский подиум состоялся в середине 80-х в Дании, но уже тогда было очевидно, что рождается уникальный оперный  дирижер, любящий и знающий вокальную специфику. Мануальную технику Паппано осваивал на ходу, но его экстраординарная музыкальность и свежесть идей казались куда важней. Официальный оперный дебют состоялся в 1987-м в Осло, и это была «Богема», с которой, кстати, маэстро тремя годами позже дебютировал и в «Ковент Гарден». Ну а дальше музыкального директора Норвежской оперы приглашают возглавить «Ла Монне», и эту историю мы уже знаем лучше.

В «Ковент Гарден» с момента своей первой «Богемы» Паппано больше не дирижировал, даже после официального подписания контракта в 1999-м. Для своей инаугурации маэстро выбрал немецкую музыку – две оперы ХХ века. Сентябрьской премьерой оперы «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса «Ковент Гарден открыл новый сезон, а уже в октябре Паппано выпустит «Воццека» Берга. Мы встретились с Тони за несколько дней до открытия сезона. Несмотря на катастрофическую занятость в те дни, он нашел время для интервью. И вот предупредительная секретарь Розмари  по петляющим театральным катакомбам приводит меня к кабинету музыкального директора «Ковент Гарден». За этой внушительной дверью ожидаешь увидеть что-то величественное, но все оказывается наоборот. Достаточно скромное пространство с кабинетным роялем, рабочий стол, кресла для гостей. По-домашнему располагающая обстановка. Но самый большой сюрприз – человеческое обаяние Паппано, который не строит из себя небожителя, держится на равных, открыто и просто. Маленький человечек с чаплинской жилкой, излучает симпатию и тепло, но сквозь немного грустную улыбку ощущается, что это человек дела и жестких принципов.

-         С какими ощущениями вы переступаете порог «Ковент Гарден» в новом для себя качестве музыкального директора?

-         С большим удовольствием. Возвращаюсь сюда как домой. Это очень эмоциональное событие в моей жизни, но смаковать радость особого времени нет. 1 августа я впервые вошел в свой рабочий кабинет, и в этот же день начались репетиции «Ариадны», с которой мы начинаем сезон в сентябре. С другой стороны, даже хорошо, что работа началась сразу – это наиболее удобный случай, чтобы познакомиться с людьми, почувствовать атмосферу театра и плавно войти в новый коллектив. Я восхищен архитектурой здания и технической оснащенностью внутри – сегодня, после реконструкции, возможности «Ковент Гарден» поистине безграничны. Ну, а о том, что в руки ко мне попал изумительный инструмент, о котором можно только мечтать, и говорить нечего: это блестящий оркестр, прекрасный хор, лучшие солисты со всего света, квалифицированный технический персонал. Все на высшем креативном  уровне. Возможно, мы не имеем так много времени на репетиции, как принято в других театрах, но профессиональные традиции Королевской оперы позволяют нам делать все быстрее.

-         А священного трепета перед этими традициями не возникает?

-         Стараюсь держать себя в руках. Традиции в опере – это хорошо и настолько же плохо. Целый сонм великих теней витает над этим подиумом и столько же знаменитых маэстро продолжают дирижировать здесь сегодня. Удостоиться чести наследовать им, войти в их число – конечно же, восхитительный подарок судьбы, которая уже одним этим делает тебя частью истории. Эти старые стены пропитаны памятью о выдающихся спектаклях и интерпретаторах, каких уж нет сегодня, но с другой стороны, посмотрите – они же новые, эти стены. Я обожаю старые книги, внимательно изучаю прошлое, но это не становится для меня магическим пленом. Традиции не должны парализовать творческую волю, и свою главную стратегическую задачу я вижу в том, чтобы продвигать театр в будущее. И если речь идет о традициях, то лучше создавать новые. На основе старых.

-         Призрак оперы за этот месяц вас еще не беспокоил? Дмитрий Хворостовский, например, засвидетельствовал мне, что в таких «древних» театрах, как «Ковент Гарден» или «Ла Скала», он кожей чувствует нечто витающее в воздухе, и что в новых театрах вроде «Метрополитен»  энергетика несравнимо чище.

-         Любой оперный театр просто обязан иметь своих фантомов – так уж повелось, по крайней мере в Европе. И не столь важно, старый театр или новый. Театр – это таинственное место, где не должно быть светло, где огромное количество людей независимо от уровня их интеллекта получают удовольствие от того, что сидят в темноте в состоянии тревожного ожидания, у нас это называется «саспенс»  (suspense). А мы со сцены и из оркестровой ямы пытаемся в чем-то их убедить и зачаровать. Это какая-то магическая иллюзия. Призрак оперы способен проникнуть в каждого.

-         Означает ли эксклюзив с «Ковент Гарден», что к нулю будут сведены все ваши контакты с другими театрами, а также симфонические выступления с другими оркестрами?

-         Да, я не буду дирижировать оперой вне Лондона, во всяком случае два ближайших сезона. Я отказался также от всех иных своих административных обязанностей (поначалу предполагалось, что я останусь в Брюсселе на год дольше на принципах совмещения – но к общему удовлетворению стороны решили отказаться от подобного компромисса). Полностью отдаюсь «Ковент Гарден» и  намерен посвящать ему семь месяцев ежегодно. Достаточно разнообразный план спектаклей, достаточно много записей на EMI. За десять лет в «Ла Монне» у меня было приличное количество спектаклей в других театрах, но теперь я нахожу, что это отвлекает, и на данном этапе для меня гораздо продуктивнее иметь только один,  свой театр и служить ему верой и правдой. В этом плане я домосед. Что касается, симфонических концертов, то на их подготовку уходит гораздо меньше времени, чем на постановку оперы, и в этом сезоне я буду дирижировать здесь Лондонским симфоническим, а также оркестрами Чикаго, Лос-Анджелеса и Берлинским филармоническим. Намечается дебют в Концертгебау с оркестром Нью-Йоркской филармонии и новые контакты с оркестрами Баварского радио и академии «Санта Чечилия». Но в будущем мне бы хотелось остановиться на каком-то одном оркестре – тут я тоже однолюб.

-         Я слышал, что по ходу дела у вас возникли проблемы с исполнительским составом «Ариадны». Удалось ли их разрешить?

-         Удалось, но человеческие потери всегда невосполнимы – так, с нами больше нет Гёсты Винберга, замечательного шведского тенора, который должен был петь Бахуса. У Натали Дессей серьезная операция на гортани, и если все сложится удачно, то ее Цербинетта, возможно, украсит спектакль позже, в декабре. Сюрприз – меццо-сопрано Петра Ланг в титульной сопрановой партии, это риск, но риск просчитанный.

-         В чем, по-вашему, специалитет постановки?

-         Опера Рихарда Штрауса о том, как сочиняется и ставится опера; здесь есть свой композитор, две соперничающие примадонны и, конечно, заказчик-спонсор. Это квинтэссенция театра в театре, и нам хотелось бы вложить в спектакль всю свою любовь к нашему жанру. Мы пытаемся сделать красиво, и я не думаю, что красота – плохое слово для театра. Наша постановка комбинированная и сочетает традиционное классическое видение с модерном.

-         Расскажите о своем музыкальном происхождении, о ваших учителях в жизни и в профессии.

-         Я родился неподалеку от Лондона, в Эппинге, потом мы (мама, папа, я и мой брат) жили в Вестминстере и Клэпхеме, а в 1973-м, когда мне было 13, наша семья переехала в США, штат Коннектикут. Мой отец был певец, тенор, но большой карьеры в опере не сделал – пересилило призвание к педагогике. Вместе с мамой они преподавали вокал сначала в Миланской консерватории, а потом везде, где жили. В шесть с половиной я начал играть на пианино и каждый день с утра до вечера слушал папиных учеников, а вскоре стал им аккомпанировать. Наш семейный педагогический «бизнес» с моим участием продолжался и в Америке, в общей сложности около 12 лет. Я освоил большой репертуар и все теноровые партии отца. Так что моя участь определилась достаточно рано. Три моих главных учителя это мой педагог по фортепиано Норма Верилли, мой мастер по композиции Арнольд Франкетти и Густав Майер, передавший мне из рук в руки профессию дирижера. Но, пожалуй, решающее влияние оказал на меня Даниэль Баренбойм, у которого в течение шести лет я был ассистентом в Байрейте. Если бы не он, не знаю, удалось ли бы мне применить свои силы в опере так, как это случилось, или нет.

-         Какие русские оперы вам довелось поставить?

-         «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Брюсселе и «Евгений Онегин» в «Метрополитен». Получил громадное удовольствие от работы с русскими певцами Анатолием Кочергой и Владимиром Черновым. И очень сожалею, что в свое время замечательную постановку «Хованщины» в «Ла Монне» осуществил не я. Очень люблю русскую оперу и русский язык, хотя и не говорю на нем. Это трудная, но невероятно увлекательная работа вникать в тайны другой культуры. Вокальная фраза в русской опере развивается по горизонтали, то есть почти так же, как в итальянской – начните хотя бы с Глинки и дойдите до Чайковского. Но я дирижировал не только русской оперой, но даже в большей степени русской симфонической музыкой, и особенно часто Десятой симфонией Шостаковича.

-         Будет ли представлена русская опера в «Ковент Гарден»?

-         Конечно. В следующем сезоне я планирую новую постановку «Леди Макбет», а Семен Бычков приглашен на «Бориса Годунова».

-         Что вы думаете о русских певцах в итальянском репертуаре?

-         Материал фантастический, а выделка часто нулевая. Только что я записал для EMI «Трубадура», где в главных партиях Роберто Аланья и Анжела Георгиу, а Азучену поет Лариса Дядькова, и скажу честно, она меня восхищает, с ее стороны все было здорово. Но это, скорее, исключение. Если  на репетициях я прошу русских певцов сделать, предположим, «пиано» в нужных местах, они говорят «да, маэстро, да», и вроде бы все получается. Но на спектакле, когда я уже не могу их поправлять, они не делают ничего,  кроме громкого звука – закрываются, начинают думать только о вокале, забывая о драме и смысле слов. Их общий минус – недостаток гибкости, коммуникативности, недопонимание коллаборативных свойств нашей профессии. Временами вместо отклика чувствуется просто стена. Я говорю сейчас плохие вещи, это горько, но правда. Русские по-настоящему великолепны в своем родном репертуаре. Но я ни в коем случае не хочу сказать, что русские все до одного такие. Есть и такие прекрасные исключения, как Гулегина, Ларин, Галузин, Кочерга, Лейферкус. Из тех, с кем я хочу и буду работать, назову еще Дмитрия Хворостовского и Ольгу Бородину.

-         Много времени вы проводите в студии. Чем вас привлекает звукозаписывающий бизнес? Или это все-таки искусство?

-         Это искусство в соединении с бизнесом – по-моему, очень современно. Я счастлив, когда работаю в студии, меня восхищает сам процесс конструирования оперы. В живом спектакле, конечно, больше непосредственности и энергетики, но только в студии можно так интересно поэкспериментировать со звуком и тембром. Только здесь возможен повтор, поиск совершенства, а в спектакле зачастую много незапланированных случайностей. Короче говоря, я – фанат студийной записи. Но это дорогое удовольствие во всех смыслах. Проблема еще и в том, что с начала эры звукозаписи каждый большой дирижер считал своим долгом записать все популярные оперы – в результате сегодня мы имеем, я бы сказал, душераздирающе громадный выбор. Вы приходите в магазин, и на вас смотрят двадцать разных «Кармен» и столько же «Трубадуров»: какой выбрать? Где гарантия, что выберут твой? Поп-музыка с ее быстро проходящими поветриями всегда нова и необычна, а классические оперы на дисках все те же, что и сто лет назад. Ты стремишься вложить что-то новое, но названия-то старые, и с этим не поспоришь.

-         Как сложился ваш сегодняшний день?

-         Утром у нас был рояльный прогон второго акта «Ариадны», после перерыва «на чай» я провел первую оркестровую зиц-пробу с участием певцов, но без костюмов и игры – мы прогнали всю оперу целиком. Потом в офисе была деловая встреча по поводу коммерческих записей будущих премьер «Ковент Гарден». Дальше – вы, а теперь я отправляюсь на массаж, потому что мое тело смертельно устало. Вечерней репетиции сегодня не будет, и я смогу немного побыть дома.

-         В Москве возобновляется традиция гастролей зарубежных оперных театров, в сентябре на очереди Римская опера с «Тоской». Возможен ли визит «Ковент Гарден» в Россию?

-         Было бы здорово, но финансово это очень трудно.

Андрей ХРИПИН

 

Hosted by uCoz

Напишите мне



Hosted by uCoz