Ван Клиберн и русский пиар
Президент напомнил о том, что музыка и политика – близнецы-сестры
Андрей Хрипин
Началом активного музыкального сезона в Москве можно считать середину сентября, когда после юбилейного концерта Владимира Спивакова события стали нарастать по принципу крещендо. Нынешняя неделя началась с открытия очередного (уже седьмого) раунда международного фестиваля старинной музыки Earlymusic. Но безусловно главным событием недели стало воскрешение легенды Вана Клиберна (он же Харви Лаван Клайберн, он же просто «Ванечка»), а вместе с ним – ностальгии по ушедшей мощи советской музыки, которую так холили и лелеяли коммунисты. К 70-летнему юбилею первого золотого лауреата Конкурса имени Чайковского в 1958 году, который в русской ментальности по-прежнему остается американским пианистом номер один, и в ознаменование выдающихся заслуг в укреплении дружбы и российско-американского сотрудничества в области культуры, президент Путин подписал указ о награждении Клиберна Орденом Дружбы и лично 20 сентября в Кремле вручил награду тому, кто когда-то одним из первых способствовал разрушению «железного занавеса». На следующий день в Большом зале консерватории был назначен концерт, на который многие жаждущие не попали ввиду четырехступенчатого кордона – в такие дни БЗК работает в специальном пропускном режиме, и меломанам со стажем, кои и составляют основную массу поклонников Клиберна, пришлось тяжко. Зал, конечно, заполнился, но на люстрах не висели, в проходах не лежали и стены не подпирали. Звездой виповского сбора был американский посол г-н Вершбоу, который скромно вышел после концерта через главный выход следом за схлынувшей толпой. Наших больших политических випов не наблюдалось. Президента тоже. Были замечены также такие представители музыкальной элиты, как Николай Петров, Борис Тевлин, Сергей Доренский и директор филармонии г-н Шалашов. Были телекритик Ирина Петровская и близкий друг Клиберна, внучка Микояна Ашхен. Долгий ритуал объятий и поцелуев устроила герою вечера лауреат клиберновского конкурса в Форт-Уорте Ольга Пушечникова, одетая во что-то блестящее и золотое, с неподъемным букетом алых роз, который, конечно же, Клиберн не смог удержать. В едином порыве хлынувшая к сцене публика слушала там бисы (в том числе шумановское Посвящение), протягивая цветы, фотоаппараты, диктофоны, буклеты для автографов и даже один жостовский поднос.
Начался Концерт с опозданием в 45 минут – Клиберн застрял в московских пробках. Когда он появился на сцене – по-прежнему молодцеватый и осанистый, со своей фирменной улыбкой – зал встал в первый раз. Второй раз пришлось встать, когда Клиберн заиграл Гимн СССР, причем, сыграны были все три куплета с припевами. Основная программа производила впечатление своим масштабом и технической сложностью (все знают, чего стоят хотя бы Grave из шопеновской си-бемоль минорной сонаты № 2, не говоря уже о Первом концерте Чайковского, с которым символически связано имя Клиберна). В столь почтенном возрасте многие предпочитают жанр миниатюры и работу над звуком, так что героический размах Клиберна на московском концерте достоин восхищения, как и его удивительная для коренного американца славянская теплота, как и его возвышенная энергетическая интонация. Сам пианист захотел посвятить выступление в России жертвам последних терактов и бесланским детям – Траурный марш из шопеновской сонаты особенно близок сердцу каждого русского.
Что до конкретных музыкальных впечатлений, то каковы бы они не были, устроители концерта (они же PR по-русски), подчеркивая важность государственно-политической составляющей события, настоятельно рекомендовали быть максимально политкорректными и воздержаться от какого бы то ни было рецензирования. Не выходя за рамки лояльности и законопослушия, мы решили сегодня доставить им такое удовольствие. Но один из возможных ответов на вопрос «кто убил классическую музыку?» (название недавно переведенного на русский язык книжного бестселлера) напрашивается сам собой.