Директоров по осени считают

Новый сезон – новая власть

Несмотря на свои пока что вялые художественные проявления новый музыкальный сезон являет нам достаточно богатый спектр новых назначений и управленческих перестановок. В абсолютно свежем составе начинает после летнего переворота, положившего конец власти Александра Ворошило, Международный Дом музыки. Генеральный директор – Валерий Гладыр, многостаночник по образованию (химик, юрист, специалист по внешней торговле), бывший советник Егора Гайдара, экс-начальник департамента «ЛогоВаза». И на вершине пирамиды президент – Владимир Спиваков. То есть все возвращается на круги своя, поскольку ММДМ возводился по идее Спивакова, и первый камень был заложен им в две руки с Юрием Лужковым. На льготных началах Дом музыки становится базой сразу для трех оркестров: созданного под Спивакова Национального филармонического оркестра России (НФО), «Виртуозов Москвы» и оркестра «Русская Филармония», которым руководит параллельно с Большим театром Александр Ведерников. В ходе сезона доведение преждевременно открытого ММДМ до кондиции и отладка акустики будут продолжены, а с мая до глубокой осени 2004 года намечен монтаж самого большого в России по количеству регистров духового органа фирмы Klais.
На сборе труппы театра «Новая опера», осиротевшего после смерти Евгения Колобова, коллективу было представлено новое руководство. Художественным руководителем назначалась вдова Евгения Владимировича, главный хормейстер театра Наталья Попович, директором – хормейстер и дирижер Сергей Лысенко, до этого занимавший по совместительству должность исполнительного директора. Любопытно, что в верхах в качестве возможных претендентов на опустевший трон фигурировали имена Владимира Васильева, Александра Лазарева и даже…Александра Ведерникова. Но финал вышел совсем уж непредсказуемым: в ходе собрания на сборе труппы было решено упразднить пост художественного руководителя. Верховной властью в «Новой опере» пока что будет Худсовет во главе с Попович. Принятый ранее репертуарный план (хотя здесь, как нигде, он всегда был зыбок и изменчив) решили оставить без изменений. «Искателей жемчуга» Бизе ставит Роман Виктюк, а Юрий Грымов планируется как постановщик «Царской невесты». Светлой памяти Гофмана отечественного дирижирования будет посвящен спектакль «Евгений Колобов» (предварительное название). Кроме того, театр ждет в гости Дмитрия Хворостовского и Франко Дзеффирелли, который приедет, надо думать, не без помощи Васильева.
Не обошел структурный бриз и тихое филармоническое хозяйство. Почти что на сенсацию тянуло назначение Любови Казарновской художественным руководителем Калининградской филармонии, где она среди прочего собирается проводить грандиозный, как и все ее планы, фестиваль, ставить «Летучего голландца» Вагнера, в котором мечтает спеть Сенту. А московским героем последних дней стал известный до этого лишь узкому кругу Алексей Шалашов, назначенный приказом министра культуры Михаила Швыдкого Генеральным директором Московской филармонии. О назначении этом, правда, стали поговаривать еще летом, когда Швыдкой вызвал прежнего директора Александра Безрукова и предложил подать ему заявление об уходе. Тот ушел в очередной отпуск, и развитие событий зависло на месяц. Но теперь игра сыграна: до выхода из отпуска Безруков успел перейти на работу в поднимаемый Лужковым музей-заповедник «Царицыно», в прошлый четверг был подписан указ о назначении Шалашова, а в пятницу в Зимнем зале Концертного зала имени Чайковского (в далеко не торжественной, а скорее буднично-рабочей обстановке) Михаил Ефимович представил коллективу нового шефа. Хотя коллектив, привыкший к не редкой, но и не столь частой смене руководства, прекрасно его знал – год назад Шалашов был приглашен самим Безруковым в первые заместители и выказал себя прекрасным знатоком пиара, наружной рекламы и полиграфических тонкостей.
Кроме того, министр представил первого в истории МГФ художественного руководителя (если не изменяет память, не было раньше такой должности) – композитора Александра Чайковского, одного из любимых учеников Тихона Хренникова и сына знаменитого директора Театра Станиславского и Немировича-Данченко Владимира Чайковского (в последние годы Александр Чайковский был советником Гергиева в Мариинке).
Чем же не угодил министру, любящему здоровые хирургические решения, бывший директор Безруков? Причин, видимо, много. Вероятно, что как излишне интеллигентный и порядочный по нынешним рыночным временам человек, Безруков воспринимался наверху слишком мягкотелым, не способным на силовые поступки и революционные сдвиги властителем, да и не был он вовсе похож на властителя, хозяина. И, наверное, не умел раскручиваться, делать деньги. Скорее всего, не было у него предпринимательской жилки, которой сейчас так ждут наверху от деятелей культуры. И гергиевского умения напрямую говорить с политикой и государством и настойчиво требовать своей доли не было, разумеется, у директора Безрукова. Оглядываясь на его директорство, с одной стороны, видишь отдельные позитивные сдвиги, но с другой стороны, филармония при нем продолжала влачить свое привычное – непрестижное и нищенское – существование. Удастся ли «вытащить» филармонию новому директору и найти единственно правильный и полезный путь ее возрождения – покажет время. На инаугурации Шалашова министр, имея ввиду предстоящие задачи, поставил весьма высокую планку, сказав о том, что судьба Московской филармонии – судьба всей концертной деятельности в России. Как минимум, предварительная программа Шалашова по преобразованию Филармонии, Министерству понравилась.
Кто же такой Алексей Шалашов? Профессиональный музыкант, скрипач, заслуженный артист, лауреат международного конкурса (в студенческую пору участвовал в конкурсе квартетов в Финляндии). По нашим данным – питерец по происхождению. Родился в 1952 году, окончил Московскую консерваторию по классу Майи Глезаровой (школа Ю.И.Янкелевича, к которой также принадлежат Спиваков, Третьяков, Гринденко). 20 лет проработал в федосеевском БСО, где дослужился до концертмейстера вторых скрипок. Там же в БСО началась его административная деятельность, увенчавшаяся недолгим директорством, с опытом которого Шалашов и пришел в МГФ. Отвечая на вопрос о своей программе, Шалашов заявил: «Главное, к чему я буду стремиться, - расширить аудиторию Филармонии и повысить ее престиж в обществе». Для этого, по его мнению, нужна более эффективная работа со слушателем, с рекламой и продажей билетов. Большие надежды новый руководитель возлагает на художественную коллегию Филармонии и доверие коллектива. И хотя уже и в печати, и особенно в кулуарах прозвучали предостережения, что, дескать, Шалашов – по-молчалински «умеренный и аккуратный» человек тени, не склонный даже в речи к глаголам и образам действия, все же любые предварительные прогнозы здесь неуместны – надо дать человеку спокойно вступить в должность и развернуться в ней. Тогда и обсудим.
А работы – непочатый край. Что-то надо делать с крайне скучными и однообразными из года в год абонементами, с громадным балластом профнепригодных солистов и пенсионеров в штате, с филармоническим оркестром под управлением Юрия Симонова, деградирующим на глазах (второй филармонический оркестр под управлением Владимира Понькина только что расформирован). Да и проблемы финансовые, хозяйственные наполнили чашу до краев – например, та же пресловутая аренда первого этажа (от которой филармония мало что имеет) самыми разными заведениями питейно-закусочного рода. Все это требует отдельных решений.
 

Андрей Хрипин
Hosted by uCoz