Главная страница

«Благодарим, волшебница!»
Юбилей Зары Долухановой

Голос Зары Долухановой для меня – голос из детства, ее образ связан с воспоминаниями о родительском доме. Более того, мне страшно повезло – я успел услышать ее живьем. Ее концерт в Ярославской филармонии в 1981 году (она пела старых мастеров, Шуберта и Гаврилина, аккомпанировал еще живой тогда Владимир Хвостин, а зал был почему-то неполный) застыл в памяти как обыкновенное чудо.
Это имя всегда произносилось с каким-то таинственным благоговением, а тяжелые и толстые граммофонные пластинки не только на 33, но и на 78 оборотов с этим голосом приравнивались к сокровищам египетских пирамид. Да и сам ее царственный облик с гордо посаженной головой соединился в детской фантазии с изображением недосягаемой Нефертити и в тоже время с милой девочкой Золушкой из сказки Перро – так уж случилось, что первой оперой, подаренной мне на пластинках одной из бабушек, оказалась россиниевская «Ченерентола». До сих пор трудно постигнуть, как в те «глухие» в отношении стиля 50-е Долухановой удалось так верно «поймать» и передать (даже вопреки грубоватому оркестру) коренную сущность россиниевского стиля, потрясающую «шампанскую» виртуозность, влегкую преодолевающую законы земного тяготения.
Сейчас, в эпоху неистовой Чечилии Бартоли и модных аутентичных певиц с хоровыми голосками, когда уже отпели свое «старые соловьи» Хорн и Берганса, феномен колоратурного меццо Зары Долухановой все равно продолжает будоражить воображение, столь эталонного голоса в России больше не было и пока не предвидится. Никто у нас так инструментально тонко и по-ювелирному изысканно не пел барочную музыку, Баха, Генделя, Моцарта. Ее пение не только развлекало или услаждало – оно просвещало и воспитывало (пышному успеху на оперной сцене, а ее безуспешно приглашали петь Амнерис даже в «Ковент Гарден», Долуханова предпочла тернистую карьеру концертной и радио-певицы). Никто из вокалистов, кроме нее и, пожалуй, Вишневской, так отчаянно смело не бросался в пучину современной музыки. Прокофьев, Шостакович, Гаврилин, Щедрин – все это благодаря Долухановой было пето-перепето, как какое-нибудь бельканто. Поначалу публика не желала Прокофьева, но потом на сцену стали поступать угрожающие записки, что, дескать, не уйдем из зала, если не споете «Сольфеджии» Щедрина. Ей, скрипачке и пианистке по первому образованию, были неведомы интонационные проблемы, и можно только представить, как здорово она могла бы петь Шёнберга и Берга, Шнитке или Губайдулину.
В жизни все кончается – и все начинается вновь. Судьба Долухановой сплошь и рядом состоит из таких «концов-начал». Почувствовав над собой власть голоса, она бросает скрипку и устремляется в этот захватывающе авантюрный путь. А в начале 60-х решает из меццо стать драматическим сопрано – и становится, и поет сестру Анжелику, Тоску, Манон, Норму, Аиду, оркестровые песни Рихарда Штрауса. И вот уже прощальный концерт – весна, 1983-й, БЗК. А прийти в один прекрасный день педагогом в Гнесинку – разве это не начало? Или ее картины и натюрморты – разве это не другая жизнь? И сколько у нее таких жизней? Кто знает…
Обо всем этом думалось на юбилейном вечере Зары Александровны в Большом зале консерватории. Интонация любви и восхищения по-прежнему молодой и прекрасной юбиляршей (как не идет к ней это слово!) примиряла с неизбежной затянутостью и «густонаселенностью» подобных мероприятий. Игривое приветствие пажа из «Гугенотов» (волшебный голос Долухановой звучал в записи) продолжила по-опереточному задорная замминистра культуры, зачитавшая поздравление президента и Указ о награждении Орденом «За заслуги перед Отечеством» (почему-то четвертой степени). Экспрессивная Елена Образцова не пела, а просто поздравила своего кумира с «совершеннолетием», поблагодарила за «царский подарок», рассказала, как в дни концертов Долухановой в Ленинграде к Филармонии вызывали конную милицию и прочитала очень неплохие свои стихи: «Спускалась с небес богиня и приходила в зал…». С экрана свою фаворитку приветствовали такие могикане, как Тихон Хренников, Борис Покровский, Родион Щедрин, а со сцены – ученики, коллеги и поклонники. Маститый Наум Штаркман играл Серенаду Шуберта-Листа, а молоденькая стипендиатка Фонда Спивакова Ася Корепанова навороченную транскрипцию штраусовского «Голубого Дуная» (разница была очевидна: миллион октав и ни грамма красоты), Зураб Соткилава пел неизвестную песню Верди (сколько таких неизвестных вещей Долуханова в свое время сделала шлягерами!). Вячеслав Зайцев тоже изъяснялся белым стихом, а его длинноногий Театр моды (первый в истории БЗК показ мод!) сразил всех фантазией по мотивам костюмов Долухановой – к каждой программе певица готовила специальный наряд, каждое платье в ее коллекции носило символическое имя: «Белая лебедь», «Аэлита», «Малахитовая шкатулка»… Всевозможными наградами одарила свою дочь древняя Армения. А певице-мастерице Аракс Давтян даже удалось «раскрутить» Долуханову на маленькое выступление – дуэтом они исполнили старинную мелодию ашуга Саят-Нова, и надо сказать, голос Зары Александровны звучит! Да и сама она, благодаря публику, сказала то ли в шутку, то ли всерьез, что готова спеть целый концерт. Увлекательно и остроумно плел нить вечера баритон Сергей Яковенко, самый большой «долухановед» наших дней и прекрасно сохранивший себя камерный певец, о чем свидетельствовало филигранное исполнение вокальной юморески Прокофьева «Письмо к Борису Зайцеву».
Из многочисленных учеников Зары Александровны пели только избранные выпускники самых последних лет. Контральто Елена Новак из Большого театра и высокий баритон Дмитрий Царегородцев в россиниевских вещах (Танкред и Дандини) показали себя истинными наследниками камерного стиля Долухановой, а мариинская дива Ольга Сергеева, которую Москва все еще помнит как волнующую Валли, сверкала вагнеровскими кристаллами а ля Биргит Нильсон в выходе Елизаветы из «Тангейзера». Открытием стал нежный, проникающий в душу контртенор Григорий Консон – зал затаил дыхание, слушая Ave, Maria Каччини. Пошлостью вечера было разухабистое трио по-советски топорных меццо, с трудом допевших на мотив Розины несусветно глупое самодельное поздравление, и как всегда халтурное приветствие «Геликона». Блаженством вечера была любимая певица Долухановой Татьяна Моногарова, вся в розовом – в новом амплуа моцартовской певицы она в мотете Exsultate, jubilate не только поздравляла, но явно говорила с небесами. Но окончательным и бесповоротным фурором вечера стали три армянских Робертино Лоретти – Альберт Сароян, Ваган Арутюнян и Арман Николян. Они так искренне и так свежо преподнесли затертые неаполитанские песни, что дали фору даже известной троице теноров. Вполне культурно аккомпанировал всему этому праздничному разнообразию Камерный оркестр России под управлением Константина Орбеляна. А в мыслях крутилось пушкинское: «Благодарим волшебница!».

Андрей ХРИПИН

 


Hosted by uCoz