15 июня 2003 года
Умер Евгений Колобов – великий и оригинальный талант в нашем оперном мире, ни на кого не похожий дирижер, сложный и интересный человек. Ушел Гофман отечественного дирижирования, основатель театра «Новая опера» и вообще первый в истории дирижер, для которого градоначальник построил театр (а то, что здание в саду «Эрмитаж», прекрасно, не требует дискуссий)
Это был прирожденный оперный дирижер, видевший не только целое музыки, но имевший особую страсть к инкрустации, к отделке конструктивных и поэтических деталей партитуры. А какими интересными и парадоксальными гранями поворачивалась к нам классика, обновленная колобовскими штрихами! Пройдя суровую школу оперной жизни в провинции от Улан-Удэ до Свердловска, Колобов вдоволь вкусил репертуарного мейнстрима. Наверное, тогда и появилась та жажда новизны, которая в дальнейшем всегда определяла линию его жизни. Новое – было для него главным словом. В Свердловске он прославился, причем, это была слава с налетом хорошей скандальности. Чего стоила одна «Царская невеста», которую обком обвинил в богоискательстве, или «Сила судьбы», когда впервые в СССР итальянская опера прозвучала на языке оригинала.
С Урала Колобова призвали в Ленинград, в Кировский театр, но продолжать в своем духе там было сложнее – и это, пожалуй, самые тихие годы в его бурной жизни. В Москве, куда его назначили в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, он сразу же начал с раритета и поставил печального беллиниевского «Пирата». Потом – «Борис Годунов» в первоначальной авторской версии Мусоргского – такого оркестра Москва не слышала отродясь – ощущения были из области фантастики! Но все хорошее быстро кончается. В театре началась война. Кто выиграл непонятно – проиграла опера.
Колобова поддержал Лужков и построил ему чудо-театр, чем Евгений Владимирович очень гордился и ценил это общее детище. Назвали дитя «Новой оперой». Пока строили – мотались по чужим сценам. Но именно в те годы поставили «Марию Стюарт» Доницетти, «Двое Фоскари» Верди, «Валли» Каталани – оперы, которые мы бы никогда не услышали в Москве, не будь Колобова. Мы бы никогда не узнали, что такими новыми могут быть «Евгений Онегин» и «Травиата», не будь Колобова. У них всегда аншлаг, даже на рядовых спектаклях. В театре выросло целое созвездие певцов. И Евгений Владимирович всегда очень расстраивался, когда они уходили в Большой или за границу.
В последнее время он очень болел, иногда говорил, что устал от музыки и хочет уйти ближе к земле, дирижировал все меньше, но когда вставал за пульт, то был праздник и становилась ясна разница между просто дирижированием и священнодействием. Трудно поверить, что этого больше не будет.
Андрей Хрипин